Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в педагогическом значении экскурсий для детей. Экскурсия, как деятельностный способ обучения, дает возможность обучения детей, опираясь на их наглядно-действенное мышление через их практический опыт. Экскурсия развивает образное мышление, любое послеэкскурсионное домашнее задание заставляет ученика вспомнить увиденное на экскурсии, описать, зарисовать увиденное. Экскурсия помогает развитию логического мышления, т.е. через анализ отдельных составляющих помогает синтезировать общую картину и сделать выводы.
Организация экскурсии в младшей школе очень сложное и ответственное дело, поскольку здесь закладываются основы экскурсионного опыта школьников: умение правильно видеть экскурсионный объект; внимательно, не отвлекаясь на «внешние впечатления», слушать учителя; работать сообща и дисциплинированно вести себя на улицах города.
Экскурсия, в отличие от урока в школе, имеет возможность наглядно знакомить учеников с «малой Родиной». Не на картинке, а в жизни показывая им очарование и «болезни города», учит быть внимательными, неравнодушными горожанами. На экскурсии школьник овладевает многими навыками:
ориентация в городском пространстве с использованием плана, компаса;
освоение знаков и указателей, помогающих сориентироваться в пространстве города;
умение вести себя в толпе, в уличном потоке;
навык приобщения себя к городу, привнесение ощущения жителя города, а не жителя района или улицы;
навык творческой проработки впечатлений и их передачи.
Организация экскурсий обусловлена необходимостью включения младших школьников в исследовательскую деятельность, что определяется существующей в настоящее время общественной потребностью в создании новой практики образования, для которой необходим ученик, способный самостоятельно строить свою деятельность. В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
Цель исследования - охарактеризовать исследовательскую деятельность младших школьников в процессе экскурсий.
Объект исследования - формирование у учащихся начальных классов исследовательских умений в процессе экскурсий.
Предмет исследования - экскурсия как форма исследовательской деятельности младших школьников.
Исследовательские задачи:
1. Характеристика процесса организации экскурсий для детской аудитории.
2. Составление психолого-педагогического портрета детской аудитории.
3. Анализ образовательного и воспитательного значения экскурсий для детской аудитории.
4. Разработка экскурсии для детской аудитории.
Глава 1.Общая характеристика экскурсий для детской аудитории
1.1.Общие сведения об организации экскурсий для детской аудитории
Санкт-Петербург – это прекрасный город, хранящий в себе множество культурных, исторических и национальных памятников страны, с которыми обязан ознакомиться каждый. Это настоящая культурная столица, со своим разнообразием музеев, старинных домов, памятников и прекрасных дворцов. В этом городе происходили события, повлиявшие на ход мировой истории. Петербург является отличным местом для проведения детских экскурсий, ведь благодаря большому разнообразию интересных мест для посещения, детям ни разу не станет скучно или неинтересно. [17]
С учетом потребительского спроса и дифференциации обслуживания создаются различные виды туристско-экскурсионного продукта, в том числе и специализированные экскурсии. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта, что требует конкурентоспособности самого специалиста.
Безусловно, детские экскурсии немного отличаются от тех программ, что рассчитаны на более взрослую аудиторию. За то время, пока дети будут ездить по различным местам города, они не должны потерять интерес к тому, что они делают, и заскучать. Правильный маршрут состоит из разнообразных мест посещения, чтобы молодая аудитория могла знакомиться и с историей Петербурга, и с его легендами, и со сказками и их героями. Наша компания предлагает такие детские экскурсии в СПб, как «Петербургские сказки», «В гости к Токсовской сказке», компактный тур «Лучшее в городе всего за день», «Программа в Ялкале» и многое другое. [19]
Стоя на восточной оконечности Александровского сада можно одновременно видеть архитектурные детали и декоративное убранство классического Адмиралтейства и Зимнего дворца, построенного в стиле барокко. А увидев и сравнив, понять и почувствовать различие эти
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) // Российская газета. № 231, 03.12.1996.
2. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016)». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р
3. Постановление Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 901 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по туризму» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.2012 № 606)
4. Александрова А.Ю. География международного туризма. М.: Кнорус, 2008. - 258 с.
5. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
6. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. М.: Академия. 2008. 224 с.
7. Батоцыренов Э. А. О классификации активного туризма //Вестник Национальной академии туризма. - 2009. - № 4. - С. 31-33.
8. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. Определение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона // Проблемы современной экономики, 2013, №4. С. 352 – 355.
9. Власова Т. И. Актуальные проблемы развития активного туризма в регионах //Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 58-60.
10. Гаврилова А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 239 с.
11. Генкин Б.М. Производственные и распределительные аспекты классификации экономических ресурсов // Вестник Инжэкона. - 2007. - Вып. 4. - С. 20-23.
12. Здоров А.Б. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004.
13. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2010.
14. Кабиров И. С. Региональные особенности развития туризма //Вестник СГУТиКД. 2011. № 3 (17)
15. Киналь А.В. Формирование стратегии продвижения Санкт-Петербурга на внутреннем и международном рынках туристских услуг СПб.: СПбГУЭФ, 2007. 150 с.
16. Козлова В. А. Изучение спроса на путешествия с целью внедрения караванинг-туров / //Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С. 35-41.
17. Королев А. Ю. Эталонные маршруты и оценка туристских возможностей горных территорий : дис.... канд. геогр. наук : 25.00.24. - Пермь, 2010. - 261с.
18. Космический туризм //Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2010. - Спец. вып.: Туристские ресурсы России. - С. 6-15.
19. Кутепова Г Н. Классификация видов экзотического туризма //Научный вестник МГИИТ. - 2010. - Т. 5, № 3. - С. 20-25.
20. Лаврова Т.А. Совершенствование системы управления туризмом в Санкт-Петербурге // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 62. 2008. С.64- 66.
21. Лебедь Д. В. Возможности туристско-ресурсной базы алтайского региона для развития туризма //Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 129-137.
22. Сатармина С. Горные курорты должны быть всесезонными //Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - № 7/8. - С. 34-35
23. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и си¬стемного управления туризмом в регионе. - СПб. СПбГИЭУ, 2005. - 180с.
24. Туменова С. А. Ситуационный анализ развития курортно-туристского комплекса региона //Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 24. - С. 23-29.